Вис Виталис – One man standing (рецензия на незаконченный альбом)

Вис Виталис – One man standing (незаконченный альбом)
2009 2010 2011 2012 2013?

Вис Виталис обещает оформить своё творчество в очередной законченный список песен уже много лет. По крайней мере, в титульной композиции звучит ориентир для выпуска – «Осень 2009 года». Годы идут, идут и песни (в сети уже 10-ть единиц) – но диска «One man standing» как законченного результата - так и нет.  Хотя, десять дорожек – это вполне себе альбом, Тимберлейк не даст соврать. Так что – слушаем, что есть.

Краткий ликбез. «One man standing» - это третья так называемая студийная пластинка Виса Виталиса (считая выпущенный релиз группы «Sixtynine»). Альбом готовится уже около 5-ти лет, на протяжении которых автор то бросал рэп, то возвращался в рэп, то менял жанры (и создал прекрасную «Колыбельную Инбер»), то вообще непонятно чем занимался. Когда-то давно и недавно были места (ладно, место) в хит-парадах на MTV, публичные респекты от различных деятелей различных культурных слоёв, «диск месяца» в Роллинг Стоунз – это только, если затрагивать известную музыкальную часть творческой жизни Виса. Когда-то сейчас осталось 1-2 тысячи взрослых людей в стране, которые следят за тем, о чём сегодня поёт Вис Виталис.

Вис с каждым альбомом сужает рамки взгляда. Если на первом силён был мотив борьбы человека с обществом и город/гетто являлся вторым главным героем диска, то ко второму внешняя среда постепенно сместилась на задний план, акцент был сделан на внутреннем мире героя, его попытках отвернуться от нехорошего «сейчас» и раствориться в магическом «раньше». Третий альбом – это уже окончательная централизация на конкретном индивиде. Индивид по-прежнему воюет, но его борьба теперь не с внешним оппонентом, а с оппонентом внутренним. Если свести всё к каламбуру, то получится примерно так: «Выйдя из белого гетто, выжив и став крепче, сделав, что должен, стоит one man». Ну, так, кривенько, но в целом – суть понятна.

Незаконченный пока альбом «One man standing» несёт мысль примерно довлатовскую: не останавливайся. Пишешь ты, горстка людей – людей неглупых, людей непростых – тебя читает/слушает, признаёт твой непризнанный талант, остальные цифры в просмотрах на youtube тебя знать-не знают – а ты не останавливайся. Назло им. Возможно – на счастье себе. Когда-нибудь. Если тебе это нужно, если тебе это комфортно, если даёт тебе аргументацию твоего личного существования – пиши. Стой. Заставляй себя. Пей кофе. Глотай комок в горле. Злись. Ты – мальчик, на твоей руке навсегда повязана синяя ленточка (очень, кстати, сильный образ).

Где-то Вис говорит об этой сверх-идее чересчур рэперски («Рэп – это панк», «Постучать по твоей голове»), где-то слишком прямолинейно («Чисто конкретно», где текст выглядит как будто не до конца вылизанным), но где-то попадает в самую точку («Слова», «Рок-н-ролл жив», «214 килограмм личного», «One man standing», «Ночь живых мертвецов»). В этих - самых точечных - песнях хорошее настроение, от них исходит мужской посыл «Я принял решение действовать именно так, и я несу ответственность за это решение». Но не менее явно просматривается периодическое сожаление о том, что нет признания, нет отдачи от слушателя. Сожаление,  при этом, не столько в том, что «люди не доросли до меня», но скорей в том, что «всё никак не получается донести в общем перспективные вещи до слушателя». Недовольство достигнутыми результатами – вот что это такое. И весь альбом Вис убеждает самого себя, что его творчество изначально направлено не в массы и так и должно быть. В общем-то, тоже позиция.

Наличие обозначенной концепции альбома приводит к некоторому однообразию – песни позволяют себе слиться в одну, какие-то фразы помнишь, но из какой они конкретно композиции этого блока – не знаешь. Для разбавления этого в трек-листе имеются выглядящие немного чужеродными пока здесь мимими-признания в любви Москве – «Самое главное место» (с чудесной музыкой, но местами чересчур избитыми словами) и «Всё, что мне нужно» (где текст более красочный, но почему-то в новой версии исключен въедающийся припев из версии 11-летней давности). Имеет место быть следующая интерпретация этих двух песен. Есть психологический феномен, когда жертвы начинают любить своего мучителя. И, если смотреть  в контексте всего творчества Виса, то на ранних альбомах он с этим московским городским гетто боролся, но спустя годы бытия в заложниках стал любить свой личный Мюнхен таким, какой он есть. У Виса есть относительно давний неальбомный сингл «Дэнс», где современная Москва имеет явный отрицательный окрас –  вот ещё один пример развития внутреннего отношения к столице. Но есть и ещё один вариант, опять же в контексте развития песенного альтер-эго автора: если раньше он считал главным врагом окружение, то сейчас больше воюет с собой – и поэтому город как оппонент более не воспринимается. В битве с собой, по крайней мере, шансы на победу больше – потому что, чисто демографически, врагов меньше. И московская трилогия «Всё, что мне нужно» - «Дэнс» - «Самое главное место» навевает интересное завихрение мысли: теперь хочется услышать от Виса альбом эдаких «Хроник неизвестной Москвы» (или «Москва с высоты птичьего помёта»), где будут охвачены разные периоды, разные моменты, разное всё. О Москве Вис может рассказать много интересного – лично слышал. Причём никакой рэп конечно не имеется в виду – о рэпе в столице найдётся кому рассказать. Истории Виса будут другие.

Общей целью написания этого текста было, конечно, толкнуть Виса к завершению альбома. Ещё и вот почему: надо закончить, надо закрыть этот этап (сколько лет уже этим песням!), надо идти дальше. Развитие в этом направлении явно застопорилось, на следующем альбоме вполне может стать скучно  - поэтому «One man standing» должен дать новый импульс. «Мужская трилогия» в музыке Виса должна завершится, как давно завершилась его «женская трилогия» в психологической литературе (кто не понял смысл фразы – поищите на книжных сайтах, автор – Вис Виталис, раздел «Практическая психология»). И вот опять же: книги-препарирования женщин Вис написал, как он заявлял, в шутку, для прикола, не всерьёз – и проект был успешен, весь тираж продан, допечатан и снова продан. А музыка? Может быть, дело в чересчур серьезном к ней отношении? Или чересчур серьёзное отношение к себе и своей роли в ней? Why you so serious, Вис?

Старые песни можно петь долго, но нельзя в войне полагаться только на опыт прежних битв – нужен кураж, нужен риск, нужно ломать схемы, нужен чистый лист, перезагрузка. Я не слишком патетично? Я лично уже даже не уверен, жду я этот альбом или не жду – я просто чётко знаю, что от него ждать, и пять вышеназванных основных песен вряд ли будут переплюнуты. Поэтому мне интересней следующий альбом Виса. Тот, который с чистого листа. Тот, который будет написан уже находясь внутри той местности, на которую сейчас стоит и смотрит one man. С горы, на которую сам взобрался. Тьфу, бл*дь, слишком, всё-таки,  патетично.

ЩА
26.03.13

Треклист (в моём телефоне, в основном по мере появления песен в интернете):
01 - One Man Standing
02 - Слова
03 - Ночь Живых Мертвецов
04 - Постучать По Твоей Голове
05 - Рэп Это Панк
06 - Самое Главное Место
07 - Рок-Н-Ролл Жив (А я...)
08 - Все, Что Мне Нужно (All What I Need)
09 - Чисто Конкретно
10 - 214 килограмм личного